8. ЗДРАВЫЙ ПОДХОД К БОГОСЛОВИЮ

 

       Как я уже говорил ранее, я не могу не акцентировать важность учения, которое Бог хочет, чтобы мы преподавали – того, что Он сказал, а не того, что думают люди. И смысл, который Он хочет, чтобы мы вкладывали в Его слова, это тот же смысл, который вы вкладываете в мои слова, когда читаете это, т. е. простой разговорный смысл слов. Именно это пытался донести до нас Павел, когда написал  «не мудрствовать сверх написанного» // «мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете» (1 Кор. 4:6, 2 Кор. 1:13).

       Обычное разговорное значение этих слов включает в себя все обычные фигуры речи, которые используются в повседневном обиходе [или были в то время, когда была написана Библия]. Однако люди, которые пытаются обойти то, что говорит Библия, изобретая фигуры речи и экзотические «поэтические» выражения, неизвестные истории, осуждаются словами: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут» (2 Тим. 4:3). Учитывая это, я предлагаю следующие цитаты, которые отражают здравый подход к богословию.

«Вся экзегеза, будь то в целом раскрытие смысла Писания или в частности объяснение (или, скорее, попытка объяснения) более трудных отрывков Писания, основана на том факте, что все христианское учение раскрыто и изложено в отрывках Писания, настолько ясных, что их могут понять и ученые, и неученые; они не нуждаются в «экзегезе» для объяснения. Если бы Писание не обладало этим качеством, оно не было бы для всех христиан «светильником для ног их и светом на пути их», и все христиане не могли бы утверждать истинность своей веры на основании Писания, а в свете Писания определять и избегать лжеучителей» (д-р Фрэнсис Пипер, Христианская догматика, том 1, с. 359-360)

«Христианское учение не создается богословом; всё, что делает христианский богослов, – это собирает доктринальные утверждения, содержащиеся в Писании (в тексте и контексте), группирует их под соответствующими главами и располагает эти доктрины в порядке их взаимосвязи» (Д-р Фрэнсис Пипер, Христианская догматика, том 1, с. 51-52)

«Следовательно, истинный христианский экзегет должен: а)  рассматривать всю Библию как непогрешимое Слово Божье; б) относиться к Священному Писанию как к книге, которая ясна сама по себе; в) добросовестно указывать на истинный смысл текста; г) уметь опровергать ошибочные человеческие мнения, которые лжеучителя или заблуждающиеся ортодоксальные богословы навязывают тексту»  (Джон Теодор Мюллер, Христианская догматика, стр. 139)

«Вся христианская доктрина раскрывается в отрывках Писания, которые не нуждаются в экзегезе, но являются открытой книгой как для ученых, так и для неученых, и могут быть так легко переведены, что переводчик не может ошибиться, если только он не решит отступить от оригинала». (Д-р Фрэнсис Пипер, Христианская догматика, том 1, стр. 347)

«Тот, кто пытается пролить на тёмные места Писания больше света, чем само Писание предлагает в своих ясных местах, добавляет к Слову Божьему.  А тот, кто затемняет ясные отрывки, привнося в них неясные, отнимает у Слова Божьего» (Д-р Фрэнсис Пипер, Христианская догматика, том 1, с. 364-365)

«Мы сбиваемся с пути в нашей экзегезе Писания, как только думаем, что исторический фон, данный в Писании, должен быть дополнен материалами из светской истории, и позволяем этому дополнению оказывать решающее влияние на нашу экзегезу» (Д-р Фрэнсис Пипер, Христианская догматика, том 1, с. 366)

«Правильное определение: открытые вопросы – это такие вопросы, которые неизбежно возникают при изучении доктрин Писания, но на которые Писание не даёт ответа или, по крайней мере, не даёт ясного ответа. И Писание предписывает нам оставлять их открытыми. Если мы возьмем на себя смелость ответить на них и попросим людей принять наше мнение как божественную истину, мы отвергнем те места Писания, которые запрещают нам что-либо добавлять к Слову Божьему. Каждый истинный богослов должен научиться не только говорить, но и молчать. Он должен говорить там, где и насколько говорит Слово Божье; он должен держать язык за зубами там, где Слово Божье молчит. Тот, кто не научился этому искусству молчания и осмеливается говорить там, где молчит Слово Божье, осуждается Иеремией 23:16: «Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних» (д-р Фрэнсис Пипер, Христианская догматика, том 1, стр. 93-94).

«Требования Божественной воли не должны быть изменены человеком, как и Его Слово не должно быть изменено в угоду плотскому сердцу» (Джон Теодор Мюллер, Христианская догматика, стр. 395).

Истинно библейская герменевтика смотрит на то, что говорят слова Писания, а не на мнения о том, что эти слова могут означать или какие выводы из них следует сделать. Короче говоря, доктрина, которую Бог хочет, чтобы мы получили из Его Слова, состоит из того, что Его слова говорят на самом деле, а не из того, что думают люди. А истинность этих слов – это объективный факт, который можно проверить, просто прочитав текст.

       Когда Мартин Лютер начал Реформацию,  он был уверен не в себе и не в шатких толкованиях Писания, а в объективных истинах, настолько ясно изложенных в Писании, что они не нуждаются в толковании. Эти ясно изложенные истины Писания известны в богословии Реформации как опоры вероучения, и пожтому они являются основой ортодоксального богословия. Более того, поскольку библейское учение состоит из того, что говорит Библия, а не из того, что думают люди, мы можем перечислить опоры вероучения для конкретной темы. Например, библейское учение о разводе изложено в Втор. 24:1, Мал. 2:15-16, Матф. 5:31-32 и 19:7-9, а также 1 Кор. 7:12-15. И это учение состоит из того, что эти слова говорят на самом деле, а не из мнений о том, как их следует применять.

       Совокупность всех библейских отрывков, в которых ясно изложена та или иная доктрина, известна в богословии как «аналогия веры», т.е. стандарт веры. Этот стандарт является авторитетом, по которому следует судить обо всех толкованиях, выводах и мнениях людей (Ис. 8:20). Библия предельно ясна. Это омраченное грехом сердце человека запутывается в вопросах и порождает разногласия. И именно греховная гордость заставляет людей выдавать свое собственное слово за Слово Божье или превозносить его над Словом Божьим.

       Многие не видят ничего плохого в том, чтобы отмахнуться и объяснить как придёт в голову то, что говорит Библия. Тем не менее в глазах Бога это является бунтом, и эти слова осуждают его: «ибо не покорялись словам Божиим и небрегли

о воле Всевышнего» // «ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление — то же, что идолопоклонство» (Псалом 106:11, 1 Цар. 15:23).